Статьи
Высшее образование сегодня - получать или не получать? - вот в чем вопрос
Последние годы ознаменовалось, существенными изменениями высшего образования.
Внешние проявления перемен поражают на повал. Как грибы после дождя в лесу, во всем мире значительно поднялось не только число студентов, но и число учебных заведений. Возник новый тип студентов - выходцев с низин.
В кое-каких странах демонстрация студентов - обычное явление. Ничего удивительного в этом нет, студенты протестуют не только против политических проблем, но и отстаивают свои права и цели обучения.
Что касается внутренних изменений, то высшему образованию, довелось не сладко. Все учебные заведения приспосабливаются к информационному буму.
Мировая научно-техническая революция с социально-экономическими переменами, вызвали потребность пересмотреть общеустановленные цели высшего образования.
Как оказалось наше образования имеет столько проблем, что многие заговорили о "мировом кризисе образования".
В прошлом социалистические страны, страны СНГ, принцип планирования образования сопоставляют с государственным экономическим планированием. Хотя принципы планирования сегодня плохо определены, новые методы обучения долго прививаются. В западноевропейских государствах принцы государственного образования носит случайный характер, более того в 25-ти процентах университетов совершенно отсутствует.
Анализируя сегодняшнее положения высшего образования в различных районах мира, следует отметить, неосторожное заявление о "мировом кризисе в области образования" сделано без учета разницы между некоторыми группами стран.
Целый ряд новоиспеченных явлений, в развитии высшего образования, характерны многим государствам. Но зачастую, характер порожденных ими последствий определен экономическими, политическими и социальными особенностями каждой страны.
Положение в вузах различных стран неодинаковое. Например, во Франции напряженное, вплоть до нарушения деятельности университетов. А что касается стран с общегосударственным экономическим планированием - все спокойно.
Множество стран терпит существующий разрыв между деятельностью вузов и фактической надобностью в квалифицированных кадрах, в основном в отрасли индустрии и сельского хозяйства. Странно то, что с каждым годом разрыв увеличивается, а власти разводят руками.
Исключение "из правила" касается вузов тех держав, занятие которых установлено государственным планом, что было обязательным условием при социалистической системе управления страной.
В остальных, отдельно взятых странах университеты плохо оповещены, о надобностях тех или иных умельцев. За частую вузы совсем не располагают информацией, каких и сколько специалистов в будущем понадобится стране.
Как не прискорбно, но вузы не всегда связывают свои программы с заинтересованностью государством. Казалось бы, все это не так страшно, если бы не было последствий. С одной стороны "интеллектуальной безработицы", а с другой дефицит необходимых специалистов.
Последствия не заставили себя долго ждать, страны с нестабильной экономикой решают новые проблемы, как бы увеличить возможности обучения, приумножить бюджет. То есть проблема связана с числом роста абитуриентов, является проблемой номер один. Но, к сожалению, на сегодняшний день эта причина не главная. Видать
основное внимание переключено на качество, цели высшего образования, пересмотр учебных программ, повышения уровня преподавательского состава.
Несмотря на увеличенный рост качества образования в экономически нестабильных государствах, разительное отличие между вузами развитых стран и развивающихся, только повышается. Это касается не только преподавателей и объема материалов, но и качества подачи материалов, уровня научно - исследовательской работы.
Отдельные страны, сюда можно отнести и Россию, лоб в лоб столкнулись с большими трудностями в подготовке специалистов их последующем трудоустройстве в вузе, который они закончили. Почему?! Да потому, что в вузе не созданы условия для проведения научных исследований. Отдавая дань моде, большинство талантливых студентов уезжают за границу, и получают там хорошую подготовку. Ведь, на сегодняшний день, в России весьма престижно получить образование в США, или Европе. К сожалению, у нас не созданы условия использовать свои знания на практике, поэтому уехав за границу многие там и остаются. А мы потом "кусаем локти" и жалуемся на "утечку мозгов".
Множество университетов, проявляющих значительную активность в накоплении знаний, не располагают ни информацией, ни административными средствами, необходимыми для планировки своей работы. Руководители вузов, тоже "хороши"+ Требуя от государства необходимых средств для работы, так и не удосужатся использовать те возможности, которыми располагают.
Как правило, вузы не содействуют проведению разного рода исследований, не стараются конкурировать между собой, как не странно наоборот ограждают себя от соперничества.
Информация об экономическом положении и социальном происхождении студентов - бедная, но этих данных достаточно, чтобы доказывают - во многих странах большие группы населения совсем недостаточно представлены в учебных заведениях. Вполне вероятно, что разные социальные группы получают разное среднее образование. Часто такие школы ставит крест на продолжении образования.
Еще одной насущной проблемой многих стран является не проинформированность студентов, в результате чего молодежь выбирает "модные", как им кажется профессии.
Таким образом, число студентов штудирующих общественные науки стремительно растет, чем число студентов других дисциплин. Поэтому количество крайне нужных для экономики страны специалистов с области техники и науки - является недостаточным.
Вроде бы улучшается система обучения, не так ли!? Наряду с бесплатной формой вводится платная система, абитуриент, не набрав нужного количества балов на государственную форму, может учиться - отплатив учебу. Однако не тут-то было+ идея ничем не ограниченного доступа к высшему образованию, частенько оказывается нереальной.
Преподаватели вузов, бесспорно, должны располагать рядом преимуществ и высокой квалификацией. Им неизбежно доводится сталкиваться из совершенно неоднородной подготовкой студентов. Поэтому для того, чтобы не отставать от научного прогресса, той дисциплины, что они читает в вузе, преподаватели тратят почти все свободное время. В связи с этим, ряд стран организовывает регулярные курсы повышения квалификации преподавателей вузов, продолжая традицию, ведущуюся еще в СССР.
Одним с направлений развития высшего образования на будущее - демократизация.
Тем не менее, как показывает рассмотрение социального генезиса студентов, демократизация заключается не всего лишь в увеличении численности студентов.
С целью открыть доступ к высшему образованию всем социальным группам и классам - государствам необходимо создать надежные материальные условия учебы. В России и Польше, основаны подготовительные курсы для молодежи - в содействие помочь поступить им в вузы.
Другие страны, преследуя ту же цель - организовали центры продолженного обучения по радио с заочниками - дав вероятность получить высшее образование, всем желающим. Привлечение людей разных возрастных категорий к высшему образованию, подготовит к выполнению новых функций, поможет им справиться с информационным взрывом.
В высших учебных заведениях Европы получают образование больше 40 процентов всех студентов, что касается русских студентов за рубежом, то, увы - информация отсутствует.
Программы российского телевиденья имеют возможность информировать 300 миллионов зрителей, потому создания данных программы могло б помочь заинтересованным учебным заведениям Европы, США привлечь студентов с России и стран СНГ.
Одной с самых больших трудностей в продвижении высшего образования - ускоренная подготовка европейской конвенции об эквивалентности дипломов.
Опубликовано: 02/01/2010